Влияние турбулентности
При полете в турбулентной атмосфере наибольшую опасность представляют вертикальные порывы ветра. По сравнению с горизонтальными порывами они создают приращения перегрузки в 10…15 раз больше.
Для оценки влияния вертикального порыва ветра используют «скорость эффективного порыва» [24]. Она рассчитывается по формуле
_ Wg У и4яД
"эФ“ k3 180/гэ ’
где Аа — приращение угла атаки в градусах относительно установившегося значения при полете в спокойной атмосфере при прочих равных условиях; Уи — индикаторная скорость самолета.
Реальный порыв из-за вязкости воздуха имеет конечный фронт нарастания и поэтому индикаторный эффективный порыв оказывается больше, чем действительное значение, это учитывается коэффициентом k0, значение которого принимают равным 0,9. Приведенное соотношение используется, например, для оценки допустимой скорости порыва, который может вывести самолет на режим с допустимым углом атаки (допустимым коэффициентом подъемной силы). Нормы летной годности (НЛГ СССР) требуют, чтобы на режимах набора высоты, крейсерского полета и снижения коэффициент подъемной силы менялся в допустимых пределах при ‘^яф = 10 м/с, и самолет не сваливался под воздействием максимального по интенсивности порыва. В крейсерском режиме при попадании в восходящий поток с Wгпф<18 м/с не должно возникать «подхватывание» самолета, т. е. после окончания порыва самолет, без вмешательства пилота в управление, должен возвращаться к исходному балансировочному режиму.
Приближенный анализ установившихся режимов, однако, не дает удовлетворительного ответа, какие максимальные отклонения могут возникнуть при наиболее неблагоприятном характере изменения порывов ветра. Возникающее в динамической системе явление «накопления возмущений» может приводить к значительно большим отклонениям от установившихся режимов, чем приближенные оценки.
Сдвиг ветра — резкое изменение интенсивности, скорости и ориентации (угла) ветра, который американские специалисты считают столь же опасным, как и распространенным явлением [12], может служить примером экстремального возмущения. Другим примером возмущения, которое может вызвать максимальные отклонения, выходящие за рамки допустимых, являются отрывные течения, возникающие у протяженного препятствия.
Вблизи препятствий наблюдаются зоны с интенсивными турбулентными пульсациями, которые и являются источником возмущающих воздействий на этапах разбега, взлета, посадки и пробега. И, наконец, еще одним примером возмущений, которые могут принимать характер эстремальных, служат спутные следы.